Тема урока: Арифметическая прогрессия.
Цели урока: повторить теоретический материал; решить большое количество заданий по теме; отработать навыки решения логических задач.
Форма урока: игра «Поле чудес».
Подготовка к уроку: учитель готовит зашифрованное изречение, подбирает логические задания для капитанов и задания по теме: 16 основных заданий и 8 штрафных заданий. Класс делится на четыре команды, вся работа проходит в командах.
Ход урока:
Учитель представляет команды и капитанов команд. Члены команд отвечают на теоретический вопрос хором (это обязательное условие), а капитан решает задание без помощи своей команды.
Задания для представления команд.
I команда
1. Задание по теории: назовите характеристическое свойство арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: Машина идет со скоростью 60 км/ч. На сколько надо увеличить скорость, чтобы выиграть на каждом километре по одной минуте?
Ответ: Если машина идет со скоростью 60 км/ч, то 1км она проходит за 1 мин. При таком условии на каждом километре нельзя выиграть минуту при любом увеличении скорости.
II команда
1. Задание по теории: дайте определение прогрессии арифметической.
2. Задание для капитана: В одном месяце три среды пришлись на четные числа. Какого числа в этом месяце будет второе воскресенье?
Ответ: Если в одном месяце три среды пришлись на четные числа, то это возможно при условии, что месяц не февраль и начинается со вторника. Тогда среда будет 2-го, 16-го и 30-го, а второе воскресенье будет 13-го числа.
III команда
1. Задание по теории: назовите формулу - го члена арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: В школе 33 класса, 1150 учеников. Найдется ли в этой школе такой класс, в котором не менее 35 учащихся?
Ответ: Если предположить, что в каждом классе меньше, чем 35 учеников, то всех учеников было бы не более 34 35 = 1122. В действительности же в школе1150 учеников. Значит, сделанное допущение неверно: есть класс, в котором не меньше 35 учеников.
IV команда
1. Задание по теории: назовите формулу суммы первых членов арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: Три пятницы некоторого месяца пришлись на четные даты. Какой день недели был 18 числа этого месяца?
Ответ: В этом месяце 5 пятниц, так как в одном месяце пятницы приходятся поочередно на четные и нечетные даты. Первая пятница могла быть только 2-го числа (в противном случае 3 пятницы не могут попасть на четные даты), а значит, 18-е число – воскресенье.
На доске зашифрованное изречение.
М |
А |
Т |
Е |
М |
А |
Т |
И |
К |
У |
Н |
Е |
Л |
Ь |
З |
Я |
|
|
|
|
И |
З |
У |
Ч |
А |
Т |
Ь |
|
|
|
Н |
А |
Б |
Л |
Ю |
Д |
А |
Я |
|
|
Условие игры: В этом изречении 16 различных букв. Команды по очереди называют буквы, если такая буква есть, то учащиеся этой команды получают задание, решив которое, можно открыть букву; если буква названная отсутствует, то учащиеся получают штрафное задание. Игра заканчивается, если все буквы в изречении открыты.
|
Основные задания: |
ответ |
К |
1. Найдите шестой член арифметической прогрессии, если ее первый член равен 1, а одиннадцатый член 13. |
7 |
Ч |
2. В арифметической прогрессии и . Найдите . |
779 |
Б |
3. В арифметической прогрессии . Найти . |
-6 |
М |
4. Средне арифметическое трех чисел, составляющих арифметическую прогрессию равно 2,6. Найдите разность этой прогресс, если первое число равно 2,4. |
0,2 |
Т |
5. В арифметической прогрессии второй член равен -7, разность пятого и восьмого равна -6, а -й член равен 9. Найдите . |
10 |
А |
6. Разность между вторым и первым членами арифметической прогрессии равна 6. Найдите разность между восьмым и шестым членами этой прогрессии. |
12 |
У |
7. Найдите разность арифметической прогрессии, если для ее членов верно равенство: |
-1 |
Е |
8. Сумма первых трех членов арифметической прогрессии равна 66, а произведение ее второго члена на третий равна 528. Найдите . |
20 |
И |
9. В арифметической прогрессии известно, что . Найдите сумму 19-ти членов этой прогрессии. |
1056 |
Н |
10. Для арифметической прогрессии выполняется равенство . Найдите . |
16 |
Л |
11. Между числами 5 и 1 вставлены несколько чисел, образующих с ними арифметическую прогрессию. Сколько членов вставлено? |
11 |
Ь |
12. В арифметической прогрессии всего 19 членов. Ее средний член равен 21. Чему равна сумма всех членов этой прогрессии? |
399 |
З |
13. В арифметической прогрессии и . Найдите . |
-50 |
Я |
14. В арифметической прогрессии , а . Найдите разность прогрессии. |
12 |
Ю |
15. В арифметической прогрессии сумма первых восьми членов равна -312, сумма семи членов той же прогрессии -266 и разность -2. Чему равен первый член прогрессии? |
-32 |
Д |
16. В арифметической прогрессии сумма первых восьми членов равна 32, а сумма первых двадцати членов равна 200. Чему равна сумма первых 28 членов этой прогрессии? |
392 |