Урок 14-1 Арифметическая прогрессия

Тема урока:   Арифметическая прогрессия.

Цели урока:
повторить теоретический материал; решить большое количество заданий по теме; отработать навыки решения логических задач.

Форма урока:
  игра «Поле чудес».

Подготовка к уроку:
  учитель готовит зашифрованное изречение, подбирает логические задания для капитанов и задания по теме: 16 основных заданий и 8 штрафных заданий. Класс делится на четыре команды, вся работа проходит в командах.

Ход урока:

Учитель представляет команды и капитанов команд. Члены команд отвечают на теоретический вопрос хором (это обязательное условие), а капитан решает задание без помощи своей команды.
Задания для представления команд.

I
команда
1. Задание по теории: назовите характеристическое свойство     арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: Машина идет со скоростью   60 км/ч. На сколько надо увеличить скорость, чтобы выиграть на каждом километре по одной минуте?
Ответ: Если машина идет со скоростью 60 км/ч, то 1км она проходит за 1 мин. При таком условии на каждом километре нельзя выиграть минуту при любом увеличении скорости.

II
команда
1. Задание по теории: дайте определение  прогрессии арифметической.
2. Задание для капитана: В одном месяце три среды пришлись на четные числа. Какого числа в  этом месяце будет второе воскресенье?
Ответ: Если в одном месяце три среды пришлись на четные числа, то это возможно при условии, что месяц не февраль и начинается со вторника. Тогда среда будет 2-го, 16-го и 30-го, а второе воскресенье будет 13-го числа.

III
команда
1. Задание по теории: назовите формулу - го члена арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: В школе 33 класса, 1150 учеников. Найдется ли в этой школе такой класс, в котором не менее 35 учащихся?
Ответ: Если предположить, что в каждом классе меньше, чем 35 учеников, то всех учеников было бы не более 34  35 = 1122. В действительности же в школе1150 учеников. Значит, сделанное допущение неверно: есть класс, в котором не меньше 35 учеников.

IV
команда
1. Задание по теории: назовите формулу суммы  первых  членов арифметической прогрессии.
2. Задание для капитана: Три пятницы некоторого месяца пришлись на четные даты.  Какой день недели  был 18 числа этого месяца?
Ответ: В этом месяце 5 пятниц, так как в одном месяце пятницы приходятся поочередно на четные и нечетные даты. Первая пятница могла быть только 2-го числа (в противном случае 3 пятницы не могут попасть на четные даты), а значит, 18-е число – воскресенье.
На доске зашифрованное изречение.

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

У

Н

Е

Л

Ь

З

Я

 

 

 

 

И

З

У

Ч

А

Т

Ь

 

 

 

Н

А

Б

Л

Ю

Д

А

Я

 

 

Условие игры: В этом изречении 16 различных букв. Команды по очереди называют буквы, если такая буква есть, то учащиеся этой команды получают задание, решив которое, можно открыть букву; если буква названная отсутствует, то учащиеся получают штрафное задание. Игра заканчивается, если все буквы в изречении открыты.

 

Основные задания:

ответ

К

1. Найдите шестой член арифметической прогрессии,  если ее первый член равен 1, а одиннадцатый член 13.

7

Ч

2. В арифметической прогрессии  и . Найдите .

779

Б

3. В арифметической прогрессии . Найти .

-6

М

4. Средне арифметическое трех чисел, составляющих арифметическую прогрессию равно 2,6. Найдите разность этой прогресс, если первое число равно 2,4.

0,2

Т

5. В арифметической прогрессии второй член равен -7, разность пятого и восьмого равна -6, а -й  член равен 9. Найдите .

10

А

6. Разность между вторым и первым членами арифметической прогрессии равна 6. Найдите разность между восьмым и шестым членами этой прогрессии.

12

У

7. Найдите разность арифметической прогрессии, если для ее членов верно равенство:

-1

Е

8. Сумма первых трех членов арифметической прогрессии равна 66, а произведение ее второго члена на третий равна 528. Найдите .

20

И

9. В арифметической прогрессии известно, что . Найдите сумму 19-ти членов этой прогрессии.

1056

Н

10. Для арифметической прогрессии выполняется равенство . Найдите .

16

Л

11. Между числами 5 и 1  вставлены несколько чисел, образующих с ними арифметическую прогрессию. Сколько членов вставлено?

11

Ь

12.  В арифметической прогрессии всего 19 членов. Ее средний член равен 21. Чему равна сумма всех членов этой прогрессии?

399

З

13.  В арифметической прогрессии  и . Найдите .

-50

Я

14. В арифметической прогрессии , а . Найдите разность прогрессии.

12

Ю

15. В арифметической прогрессии сумма первых восьми членов равна -312, сумма семи членов той же прогрессии -266 и разность -2. Чему равен первый член прогрессии?

-32

Д

16. В арифметической прогрессии сумма первых восьми членов равна 32, а сумма первых двадцати членов равна 200. Чему равна сумма первых 28 членов этой прогрессии?

392