Поле чудес: Натуральные числа. часть 1

Цели: познакомить с историей и использованием нескольких натуральных чисел; развивать интерес к математике, коммуникативную и творческую компетентности.
Подготовка к уроку: приготовить барабан для вращения и определения хода; на доске приготовить таблицы для записи слов; за неделю среди зрителей распределить мини-доклады о числах (2, 3, 5, 7, 12, 13 и других); провести отборочный тур для игры.
Барабан для игры:
Круг разделен на восемь секторов. Четыре сектора занимает буква «Б», игроку предлагается назвать букву. Два сектора – цифра «0», игрок пропускает ход, и барабан крутит следующий игрок. Знак «+» означает, что можно открыть любую букву отгадываемого слова. Телефонный знак – звонок к другу, играющий может спросить подсказку у любого ученика класса.
Ход проведения занятия:
Игру начинает чтец:

Число – как много в этом звуке
Для математики друзья.
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!


Правила проведения конкурса:

В каждом из трех раундов участвует по три ученика, в финал из каждого раунда выходит по одному ученику. Выигравшей в финале ученик должен доказать свою победу в суперфинале.
Задание каждого раунда – задача, ответом является число, записанное в таблицу с помощью букв. После каждого раунда проходит обсуждение открытого числа (выступает докладчик, происходит обсуждение, дополняет учитель), между раундами и финалом проходит игра со зрителями.
Раунд I
Таблица для ответа:

 

 

 

Задание:
На столе лежали конфеты в кучке.
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой
Взяли конфет по одной штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько было конфет в кучке?
Ответ: три.

О числе «три». За тридевять земель

С числом «3» связано очень многое, например сказки. Есть японская сказка «Три сокровища», осетинская – «Три брата», русская – «Три поросенка». Но в русских сказках не только названия содержат число «3», но и сами сказки очень часто сталкивают нас с ним: «За тридевять земель, в тридевятом царстве…», «И было у крестьянина три сына, один из которых – Иванушка-дурачок…», «У купца было три дочери, третью младшую Аленкой звали…».
Само наблюдение за природой наводило на мысль об особой значимости этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают деление на три. Они видели, что вселенная состоит из Неба, Земли и Воды. В телах наблюдали три измерения – длину, ширину и высоту. Во времени – прошлое, настоящее и будущее.
Число получило название священного. Пифагорейцы считали число «три» совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его с помощью треугольника.
Это число стало играть большую роль в магических образах.
Так, например, заклятья и заговоры для придания им колдовской силы произносятся трижды. Число «три» вошло в христианскую религию, верующие представляют бога в виде триединства – отец – сын – святой дух.
Это число легло в основу построения ряда художественных произведений. Наиболее яркий пример – «Божественная комедия» Данте. Она состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Поэма написана трехстишиями. В начале путешествия поэта преследуют три зверя: пантера, волчица, лев.
Числовым суевериям были подвержены и многие другие выдающиеся люди. Так, Бисмарк придавал большое значение числу «три», его девизом было: «В троичности сила». Он служил при трех императорах, принимал участие в трех войнах, подписал три мирных договора, имел трех детей, владел тремя поместьями,…
А теперь вспомните, что делает каждый из нас, когда дорогу перебегает черная кошка? Сколько раз надо постучать по дереву, чтобы не сглазили? А сколько приемов пищи являются основными?
Любопытно, что число «три» рассматривается не только как счастливое (Бог троицу любит), но и как несчастное число (треклятый).