"Признаки делимости". часть 2
  • Актуализация знаний. (10 мин.)

Учитель: - Теперь мы с вами перейдем к основе нашего урока – признакам делимости. (Открывается доска и на ней прикреплен плакат с заранее нарисованным теремком) Давайте вспомним по сказке, кто хотел жить в теремке?
- По одному ребенку из каждой группы отвечает на этот вопрос. И название животного, которое вспомнил ребенок, становится названием их группы. Например: мышка, лягушка, лисица, волк и медведь. И каждой группе дается символ её зверя.
Учитель: - Но когда зверьки приходят в наш теремок, то они приносят в него свои изменения. Наши зверьки выметают те числа, которые соответствовали их признакам делимости. Итак, мышка любит признак делимости на 2, лягушка – признак делимости на 3, лиса – признак делимости на 5, волк – признак делимости на 9 и, наконец, медведь любит признак делимости на 10.
- Каждая группа в течении трех минут должна выписать из теремка те числа, которые соответствуют её признаку делимости. По прошествии 3-х минут один человек из каждой группы у доски рассказывает свой признак делимости и записывает на доске те числа из теремка, которые соответствуют ему.
Учитель: - А теперь вопрос ко всем группам. Подумайте, что означает, если число делится и на 2 и на 3 одновременно. (После ответа детей можно записать признак делимости на 6)

  • Решение уравнений и задач (10+6+9 мин.)

Учитель: - После того, как звери поселились в теремке, каждый из них занялся своим делом. Кто-то убирался, кто-то готовил, кто-то чинил теремок. А мы сейчас с вами займемся решениями уравнений, но после решения уравнений ответы нам нужно будет разложить по корзинкам. Каждая корзинка со своим признаком делимости. Корзинки у нас на магнитной доске. Карточки с уравнениями я раздам по группам. На каждой карточке шесть уравнений. Каждый участник в группе решает одно уравнение. На работу с карточками дается пять минут.
- На решение уравнений дается 3 минуты и 2 минуты остается на обсуждение, какому признаку делимости соответствует каждое из решений. Затем всем классом проверяются уравнения и совместными усилиями числа раскладываются по корзинам. В каждой корзине должно быть одно число.
Учитель: - все в теремке шло своим ходом. Все были счастливы и жили, не тужили. Но тут произошло несчастье. Пошел сильный ливень и с номера теремка стер две цифры (показать эти цифры на плакате) и нам нужно восстановить эти две цифры. Но, у всех живущих в теремке разные сведения. Мышка думает, что номер их теремка делился на 2 и 9. Лягушка предполагает, что номер делился на 3 и 5. Лисица доказывает, что номер делился на 9 и 10. Волк утверждает, что их номер делился на числа 3 и 10, а медведь – на 5 и 6. Подумайте, пожалуйста, какие номера предложили ваши звери. На обсуждение дается две-три минуты.
- Затем от каждой группы выходит по одному участнику, и записывают свои номера на доске, записать можно только один номер. После того, как на доске появились все пять номеров, на обдумывание дается еще две минуты, какой же номер подходит для показаний всех животных.
Число, которое удовлетворит всех это 145170.
Учитель: - Но проходит осень, приходит зима, и животные начинают готовиться к зиме. И решили они заготовить по больше зерна. Насколько много зерна заготовят животные, зависит от вас. На доске записаны цифры: 8, 2, 9, 1, 6, 7, 0, 3, 5, 4. Из этих цифр нужно зачеркнуть три таким образом, чтобы оставшиеся составили максимальное число, без права перестановки цифр. Задание пока одно на всех. Обдумайте и обсудите решение сначала в группе, а затем из каждой группы по одному представителю покажет решение на доске. (в результате должно получиться 9670354). А теперь задание усложняется. Каждая группа должна зачеркнуть три цифры таким образом, чтобы число являлось максимальным и, кроме того, удовлетворяло признаку делимости каждой группы.

  • Подведение итогов. (5 мин.)По завершению урока вспомнить задачи урока и подвести итог их выполнению. Оценить каждую группу в целом и каждого ученика индивидуально. Выставить оценки. Задать домашнее задание и поблагодарить детей за хорошую работу в классе.