"Отрицательные числа". часть 1

Тема урока: «Отрицательные числа».

Цели урока: показать необходимость новой темы; обсудить с детьми ее значимость; рассказать об отрицательных числах; научить работать с координатным лучом; рассказать о противоположных числах. Также развить в детях интерес к предмету; развить умение говорить и отстаивать свои мысли и убеждения; воспитать в детях умение мыслить; воспитать в классе дружественную атмосферу и внимательность друг к другу.

Подготовка к уроку: для урока понадобится нарисованный на листе ватмана координатный луч, с единичным отрезком. Для работы с координатным лучом нужны будут  вырезанные из бумаги солдатики в синих и зеленных камзолах. Также надо приготовить альбомные листы, черные фломастеры и карточки с заданиями для групп.

На луче отметить точки:
А(5), С(- 8), К(- 2), М(- 5), О(- 1,5)

На луче отметить точки:
В(6), Р(- 3), А(3), О(0), К(- 2,5)

На луче отметить точки:
N(4), F(1), L(- 2), M(- 4), T(- 5,5)

На луче отметить точки:
X(- 1), Y(- 3,5), Z(2,5), L(1), O(- 5)

На луче отметить точки:
E(7), R(- 4), P(- 7), S(- 3), D(4,5)

На луче отметить точки:
H(9), K(- 6), L(-5), V(5), B(- 0,5)

Ход урока:

  • Организационный момент. (3 мин.)

Успокоить детей и рассадить на 6 групп.
Учитель: - Сегодня мы с вами начнем изучать новую тему. С этой новой темы начнется новый раздел. Мы уже изучили натуральные числа. Затем дополнили натуральные числа дробями, десятичными и обыкновенными. Самое маленькое число, которое вы знаете на сегодня это 0. Но сегодня знание о числах увеличится.

  • Актуализация знаний. (7 мин.)

Учитель: - Но перед тем, как перейти к изучению новой темы, мы с вами обсудим знаки, которые помогут в расширении множества чисел. Это знаки – «+» и « - ». На доске прикреплен плакат, на котором в центре выделены эти знаки. Подумайте, с чем в жизни у вас ассоциируются эти знаки. Это может быть, что угодно из жизни, например черное и белое. Затем. Мы все вместе заполним пустоту вокруг знаков на плакате.
- Детям на обсуждение ассоциаций дается 2 минуты. После этого начинается заполнение плаката. Кто-то один выходит к доске писать, а остальные диктуют ему свои мысли. Чтобы было интереснее, диктуют по очереди с каждой группы, таким образом, будет введен соревновательный момент. В результате на плакате появится множество ассоциаций, которые подведут нас к новой теме.
Учитель: - Как много вызывает мыслей всего два знака. На самом деле эти два знака дают возможность ходить в разные стороны. Кто-то совершает хорошие поступки, а кто-то плохие. Много людей рисует белыми красками, но не меньшее их количество рисует лишь черным цветом. Некоторых детей родители в наказание ставят в угол, а другим сегодня купили подарки. И самым наглядным примером является погода, холодную зиму сменяет жаркое лето. Вот и температуру на улице помогают показывать эти два знака, летом температура со знаком «+», а со знаком «-» зимой . Когда мама получает зарплату, то в домашнем бюджете это «+», когда же она покупает конфеты, то в домашнем бюджете появляется «-» . Раньше на координатном луче мы отмечали точки только вправо от нуля, сегодня же мы пойдем в другую сторону.

  • Новая тема. (10 мин.)

- Затем идет объяснение правил построения координатного луча. Учитель: - А теперь попробуем поработать с координатным лучом. На координатный луч надо расставить солдатиков. Но таким образом, чтобы координаты солдатиков в голубых камзолах были положительны, а координаты солдатиков в зеленых камзолах были отрицательны.
- На координатный луч с помощью магнитов прикрепляются солдатики. Прикреплять выходит кто-то из детей, после чего еще надо назвать правильно координату данного солдатика. Затем солдатики снимаются и задание усложняется. Нужно уже по точным координатам расставить их. После дается обратное задание, преподаватель сам расставляет солдатиков, а дети их сбивают с помощью точных координат. После совместной работы с координатным лучом на доске, нужно устно разобрать несколько номеров из учебника.