"Умножение отрицательных и положительных чисел". часть 2

Ход урока:

  • Организационный момент. (2 мин.)

Успокоить и рассадить детей на 6 групп. На шесть групп дети рассаживаются с помощью карточек с числами. Ученик с первым номером садится за первый стол, со вторым -  за второй, третий – дальше и так далее. В итоге должна получиться следующая картина: за первым столом должны сидеть 1, 7, 13, 19, 25 номера, за вторым – 2, 8, 14, 20, 26, за третьим – 3, 9, 15, 21, 27, и так далее. После того, как дети расселись и приготовились к уроку, сказать тему урока и его задачи.

  • Актуализация знаний. (8 мин.)

Учитель: - Для того чтобы научиться умножать отрицательные и положительные числа просто необходимо знать умножение натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей. Иначе, даже если вы научитесь работать со знаками, результат верным не будет. Поэтому мы сейчас с вами вспомним правила умножения различных чисел, с помощью таблицы. Но таблицу мы должны заполнить устно.
- Вывешивается таблица для устного счета. Она начинает заполняться построчно, но каждую строчку необходимо объяснять правилом. Даже не каждую строчку, а каждое действие, какие числа умножаются и как это происходит.

  • Новая тема. (10+10+4 мин.)

Учитель: - Мы с вами вспомнили, как правильно умножаются различного вида числа, теперь переходим к новой теме, которую вы будите изучать самостоятельно. Мы начнем рассматривать произведение двух чисел, вариантов может быть три. Умножение отрицательного числа на положительное, умножение положительного числа на отрицательное и произведение двух отрицательных чисел. У каждой группы сейчас появится карточка, на которой будет рассмотрен один из вариантов. На карточке будет записано правило, будет рассмотрено два примера и будет пять примеров на самостоятельное выполнение. Вы своей группой должны разобрать правило и примеры, записать в тетрадь правило, после чего решить заданные для самостоятельного решения примеры. Работа будет в группе, поэтому вы можете обсуждать, подсказывать друг другу и проверять ответы. Если у какой-нибудь группы возникает вопрос, то поднимаете руку, и я к вам подхожу. Но старайтесь разобраться самостоятельно.
- Раздаются карточки для изучения темы. Новая тема разбита на три части, поэтому каждую часть изучает две группы. На изучение темы и решение примеров дается 7 – 10 минут. Затем карточки собираются, а группы нужно перемешать таким образом: за первый стол садится первая пятерка, за второй стол – следующие пять человек, и так далее. Тогда получится, что в каждой группе будут сидеть дети, изучающие разные части темы.
Учитель: - Каждый из вас изучил свою часть темы и научился решать по ней примеры. Теперь же в группе нужно обсудить все части темы, сравнив примеры и ответы прошлого задания. А также вам будут розданы новые карточки с различными примерами на умножение. Ваша задача совместными усилиями решить эти примеры, по ходу решения обсудить три правила, а после решения примеров у каждого должно появиться еще одно правило. Почему одно? На этот вопрос вы тоже должны будите ответить.
- Раздаются новые карточки и дети приступают к решению. На следующий этап работы дается еще 10 минут. После этого ответы примеров проверяются вслух, читаются детьми по очереди из разных групп. После проверки дети должны ответить на следующие вопросы:

    • Сколько правил по новой теме должно быть записано?
    • Прочитайте эти правила.
    • Какое правило помогает превратить три правила в два?
    • Если перемножить четыре отрицательных числа, какой будет результата?
    • Если перемножить семь отрицательных чисел то, что в результате получится?
    • Сформулируйте правило для умножения отрицательных чисел, с помощью понятий «четный» и «нечетный».
  • Закрепление нового материала. (8 мин.)

Учитель: - Вы изучили новую тему, и теперь мы новые знания совместим с прошедшими правилами. Каждая группа должна будет решить пример, в котором будут встречаться и сложение, и вычитание, и умножение чисел с разными знаками. После решения из каждой группы должен выйти представитель и коротко объяснить решение примера, останавливаясь на действие умножения.
- Раздаются карточки с примерами. После того, как все группы решили свой пример, поочередно каждая группа записывает свой пример на доске, расставляет порядок действий и объясняет ход решения. Пока одна группа объясняет, вторая готовит пример на доске. В объяснение должно входить само действие и правило, с помощью которого оно выполнялось.

  • Подведение итогов. (3 мин.)

После окончания задания надо подвести итоги. Чему дети научились дети и о чем узнали, надо заострить внимание на том, что дети изучили новую тему самостоятельно. Похвалить их за это. Задать домашнее задание.