Конференция на тему: история математики. часть 4

Примеры докладов учеников:

Для чего ввели числа? Как сосчитать?

Наука математика изучает главным образом числа, величины, и действия с ними.
Числа – это выражение определенного количества. В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук для выражения чисел. Так, один предмет они показывали одним пальцем, а три – тремя. С помощью руки они могли показать до пяти единиц. Для выражения большего количества, чем пять, они использовали обе руки, а в некоторых случаях и ноги. Так, чтобы сказать – шесть, они показывали одну руку и палец, чтобы сказать – десять, обе руки, а чтобы сказать – двадцать, обе руки и обе ноги.

В настоящее время наше общество постоянно пользуется числами. Мы их используем, чтобы измерять время, купить или продать, позвонить, посмотреть телевизор, вести автомобиль. К тому же у каждого человека есть различные числа, идентифицирующие его: в удостоверении личности, паспорте, банковском счете, кредитной карточке и т.д.
Более того, сегодня в компьютерном мире вся информация передается посредством числовых кодов.
Мы встречаемся с числами на каждом шагу и настолько с этим свыклись, что почти не отдаем себе отчета, насколько важны они в нашей жизни. Числа составляют часть человеческого мышления.
На протяжении истории каждый народ писал числа, считал и вычислял в самых различных формах. Например, в древней Индии применяли способ умножения: сетку.
На первый взгляд он кажется очень сложным, но если следовать шаг за шагом, то увидим, что это довольно просто.

  1. Вычерчиваем квадратную сетку и пишем один из множителей по горизонтали, а второй по вертикали, каждая цифра в отдельной ячейке.
  2. Последовательно умножаем каждую цифру горизонтального ряда на каждую цифру вертикального. Произведение записываем в ячейке на пересечении двух перемноженных цифр.  Ячейка разделена по диагонали; в верхней части – разряд десятков, в нижней – разряд единиц.
  3. В заключение складываем числа, следуя диагональным полосам снизу вверх. Если сумма одной диагонали содержит десятки, то прибавляем их к следующей диагонали.



Посмотри, как из результатов сложения цифр по диагоналям (они выделены желтым фоном) составляется число 2.355.315, которое и является произведением чисел 6 827 и 345.
А есть очень простой способ умножения, которым пользовались в древности, но для устного счета может применяться и сейчас. Это умножение однозначных чисел на число девять с помощью пальцев.
Положите обе руки рядом на стол вытяните пальцы. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева – 1, второй за ним – 2, третий – 3 и так далее до десятого, который означает 10. Требуется теперь умножить любое из первых десяти чисел на 9. Для этого достаточно не сдвигая рук со стола, приподнять вверх тот палец, который обозначает множимое. Тогда остальные пальцы, лежащие налево от поднятого пальца, дадут в сумме число десятков, а пальцы направо – число единиц.
Например, надо умножить шесть на девять. Кладите обе руки на стол и поднимите шестой палец, налево от поднятого пальца лежит пять пальцев, а направо – четыре. Значит, число десятков равно – 5, а число единиц – 4, получаем результат – 54. Применение математики очень широко и люди поняли это очень давно, используя для этого и пальцы, и палочки, и зарубки на бревнах.